Головна » Статті » Уроки Рос.Літ. » 9 клас |
19:42 |
Цели: Создать в представлении учащихся образ А.С. Пушкина. Рассмотреть стихотворение Пушкина “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…”. Развивать навыки сопоставительного анализа. Оборудование:
Опережающее задание: один из учеников готовит сообщение на тему “Жизнь и творчество А.С. Пушкина”; учащиеся дома должны прочитать стихотворение и выписать непонятные слова, попытаться определить их значение. Ход урока
I. Орг. момент. 1. Проверить готовность учащихся к уроку. 2. Объявление темы и цели урока. (См. презентацию, слайд № 1-2) 3. Оформление записей в тетрадях. II. Работа с эпиграфом. - Как вы можете прокомментировать эпиграф к уроку? III. Слово учителя. На прошлом уроке мы говорили Державине, который хоть и прожил в XIX веке 16 лет, всем духом поэзии принадлежал к веку XVIII. Но явился человек, который не просто продолжил традиции, но перевернул все каноны искусства, открыл глаза на русскую литературу и показал все художественные достоинства. - О ком идет речь? Пушкин принял поэтическую эстафету и сделал такой рывок вперед, что русская литература, ещё недавно запаздывающая в новаторских поисках, обогнала всех и заняла ведущее место в мировой литературе. Пересказывать биографию поэта я вам не стану, вы сами многое знаете, но некоторые факты мы осветим. IV. Выступление ученика. (Одновременно показываются слайды, после демонстрируется альбом. См презентацию, слайды № 4-10). V. Анализ стихотворения. (У каждого ученика на столе должны быть тексты стихотворений. См. приложение 1). -Главным предметом нашего разговора станет одно из последних стихотворений “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…”. Дома вы его прочли, какие аналогии у вас возникли при прочтении? Аналогия с державинским стихотворением “Памятник”. - Вспомним, в чем видел Державин свою заслугу как поэт? “...Что первым я дерзнул в забавном русском слоге // О добродетелях Фелицы возгласить, // В сердечной простоте беседовать о Боге. // И истину царям с улыбкой говорить”. 1. Чтение стихотворения учителем. (Перед началом чтения следует учащихся нацелить на восприятие стихотворного текста: “Подумайте, о чем это стихотворение, какова его тема?” и т.д.). - О чем это стихотворение? Каков сюжет? (сюжет составляет судьба Пушкина, осмысленная на фоне исторических событий). 2. Словарная работа. - Дома вы должны были выписать слова, значение которых вам непонятно. (Записываются слова на доске, и определяется их значение). а) Александрийский столп – 1. Александрийская колонна на площади перед Зимним дворцом в Петербурге в честь Александра I за победу в войне с Наполеоном. 2. Маяк Фарос Александрийский – чудо света, гордость Александра Македонского. (См. презентацию, слайд № 11). б) пиит – поэт. в) “всяк сущий” - существующий. г) тунгус – народность Восточной Сибири. д) муза – богиня поэзии, вдохновение. 3. Работа со стихотворным текстом (чтение первой строфы). - Начинается стихотворение со слов “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…”. Что значит “нерукотворный”? - Какие ассоциации возникают при слове “нерукотворный”? Спас нерукотворный – это икона, образное выражение Христа, которое появилось не из-под кисти художника, а чудесным образом: Христос вытер лицо полотном, и на этом полотне отпечатался лик Христа. То есть явление не подвластное человеку. (См. презентацию слайд № 12) - Какое ещё значение несет эпитет “нерукотворный”? Священный, возвышенный. - Этот памятник возносится выше Александрийского столпа. Что утверждает поэт, сопоставляя свой памятник с Александрийским столпом? Памятник, возведенный поэтом значимее; то, что создано руками – разрушается временем, нерукотворный памятник будет стоять вечно. Чтение 2 строфы. - Где будет жить душа поэта после смерти? В поэзии. Поэзия Пушкина не связана никакими границами: ни государственными, как у Горации (поэзия будет жить, пока стоит Рим), ни национальным, как у Державина (“доколь Славянов род вселена будет чтить”). - К кому обращена поэзия Пушкина? “…доколь в подлунном мире…” – ко всему подлунному миру, т.е. ко всему человечеству. - Сколько времени отмерено поэзии у Пушкина? Пока “жив будет хоть один пиит”, пока людям будет нужна поэзия. - Может ли так случиться, что люди перестанут нуждаться в поэзии? Что выражает лирика? Чувства, эмоции, переживания – это все выражается в лирике. Каждый человек обладает этими качествами. Чтение 3 строфы. - Почему Пушкин употребил старинное название “Русь”, а не Россия, “язык”, а не народ? Россия – определенное государство с границами, понятие “Русь” значительно шире, поэзия – достояние всего человечества, а не конкретного народа. Финны, калмыки – разные народы, у них разный уклад жизни, но ведь в каждом человеке живет поэт. Чтение 4 строфы. - Вспомним, в чем видел заслугу поэта Державин? “… истину царям с улыбкой говорить”. - В чем Пушкин видит предназначение поэта? Чувства добрые лирой пробуждать. Не рассказывать людям того, чего они не знают, не нести готовые, пусть даже нужные знания, а именно пробуждать. Показать, что в каждом человеке есть что-то хорошее, а это подвластно только искусству. - Каково назначение поэзии? Помогать человеку стать человеком с большой буквы. Чтобы выполнить это высокое предназначение, поэт должен пройти по пути героического служения. Об этом пятая строфа. Чтение 5 строфы - “Веленью Божию, о муза будь послушна”. Как вы понимаете значение этих слов? Подчинятся вдохновению, а не в угоду кому-то. - Каким должен быть поэт? Отважным – “обиды не страшась”; бескорыстным – “не требуя венца”; равнодушным к похвале и клевете – “хвалу и клевету приемли равнодушно”, - Подведем небольшой итог. Проведя, буквально, построчный анализ, мы попытались выяснить, что же является главным в стихотворении? Поэт ищет ответ на вопрос: “В чем предназначение поэта?” VI. Работа со средствами художественной выразительности. - Такое полное понимание поэтического произведения дают нам и средства художественной выразительности. Какие средства художественной выразительности встречаются в стихотворении? Какую роль они играют? Эпитеты: “нерукотворный” - это слово отправляет нас к христианству, но рядом стоит эпитет “непокорный” – тоже христианское понятие? Как расценивать такое соседство? антитеза. “Душа переживет” – олицетворение, “чувства добрые” – “ жестокий век” – эпитеты и антитеза. - Какую роль играют эти тропы в стихотворении? Неоднозначная оценка собственного творчества, сомнения, терзающего поэта. VII. Итог. - Перечитаем еще раз первую и последнюю строфу. “Я” - это кто? Поэт. Почему он творит? Это веление Бога.Сомкнулись первая и последняя строфа. - Почему памятник нерукотворный – создание высшей воли? Пушкин считал, что поэтический талант – это божий дар, поэт – творец, несущий людям высшее звание и высшие чувства: все остальное – суета и глупость. Только тогда человек личность, когда он выбирает свой путь в соответствии с предназначением. Поэзия - бескорыстное служение людям. VIII. Самостоятельная работа. Сравните стихотворения Пушкина и Державина. (Задание высвечиваются на проекторе, см. слайд № 13) (Учащиеся пользуются планом сопоставления стихотворений. См. приложение 2). Домашнее задание. Выучить стихотворение наизусть. Комментирование оценок за урок. Список литературы.
|
|